ЖУРНАЛ LIFE STYLE

Джованни Бернини: скульптор, ожививший мрамор

Джованни Бернини: скульптор, ожививший мрамор

«Три вещи, которые необходимы для успеха в живописи и скульптуре: видеть красоту и приучать себя к этому с молодых лет, упорно работать и получать хорошие советы». Эту фразу итальянского скульптора и архитектора Джованни Лоренцо Бернини, которого часто называют создателем стиля барокко в скульптуре, можно считать кредо настоящего Художника.

Сын своего отца

Как и многие другие великие художники Возрождения, Джованни Лоренцо Бернини — представитель династии. В 1598 году в Неаполе у известного скульптора Пьетро Бернини родился сын. Спустя 7 лет Пьетро был приглашен в Рим для работы в Ватикане, а маленький Лоренцо проводил много времени с отцом. Он рисовал, блуждая по ватиканским залам, и его рисунки были так хороши, что малыша тут же назвали «вторым Микеланджело».

Первую скульптуру мальчик сделал в 10 лет! В этом возрасте он уже работал с мрамором, и учителем талантливого Лоренцо был его отец. Искусствоведы сходятся во мнении, что Пьетро Бернини также обладал ярким талантом, однако понимал, что сын пойдет гораздо дальше.

Выразительность и пластика

«Экстаз блаженной Людовики Альбертони», 1671-1674 гг.

Талант или даже гений Бернини был очевиден для его окружения. А самого молодого художника интересовала пластика тела, эмоции, выразительность, которых он добивался в своих произведениях. «Я победил мрамор и сделал его пластичным, как воск», — говорил он, и это было недалеко от истины.

В те времена художнику сложно было работать без состоятельного и влиятельного покровителя, заказчика. Первым патроном Бернини был кардинал Шипионе (Сципион) Боргезе. Именно его имение Вилла Боргезе стала сейчас крупнейшим художественным собранием Италии. Будучи племянником тогдашнего Папы Римского, Боргезе имел огромные возможности и пополнял свою коллекцию скульптур, в том числе и произведениями Джованни Бернини.

Скульптору нередко заказывались портреты, в мастерстве создания которых Бернини все больше совершенствовался. Скоро ему уже не нужно было лепить с натуры — он мог ваять даже по портрету. Казалось, мрамор становился в его руках пластичным, живым, мягким, приобретая самые изящные формы.

Римское барокко

1623 год стал переломным для Бернини, его творчества и размаха его деятельности. В этот год очередным Папой Римским стал кардинал Маффео Барберини. Жизнь Бернини складывалась так, что успешность его работы во многом зависела от того, насколько благоволил ему глава Католической церкви. И это можно понять: масштаб таланта художника был так велик, что ареной его деятельности становился весь Рим!

Скульптура кардинала Маффео Барберини

Именно Барберини (папа Урбан VIII) привлек Джованни к обновлению облика Вечного города. Парадные фонтаны, лестницы, палаццо, целые кварталы — все это стало объектом творчества. Но не только.

Примерно в эти годы Бернини начинает работу, которой были посвящены не просто годы — десятилетия его жизни. Он много трудился над совершенствованием внутреннего убранства Собора Святого Петра в Ватикане — одного из главных, если не главного католического собора. Настоящим шедевром стал балдахин над могилой Святого Петра.

Это время стало периодом рождения римского барокко — стиля, который любил выразительность, эффектность, само название которого происходит от итальянского слова «вычурный». Творения Бернини были действительно ярчайшим воплощением этого стиля. Казалось, они дышали, словно живые, но дышали страстями. В них не было спокойствия — было то напряжение чувств, тот порыв, которые свойственны нам лишь в яркие мгновения жизни.

Опала

Успевал ли Бернини творить для себя? Не по заказу мецената или церкви, а по велению души? Такой период в жизни художника был. Например, после воцарения на папском престоле Иннокентия X Бернини попал в опалу. Он не получал больше заказов, и именно в этот период создал такие поистине совершенные скульптуры, как «Правда, разоблаченная временем» или «Голова Медузы Горгоны».

Но потом его гений опять оказался нужен: для обустройства площади Навона в Риме потребовался фонтан. Среди архитекторов был объявлен конкурс, к которому не допустили Бернини. Однако он подготовил свой вариант, и он был настолько совершенен, что именно его воплотили в жизнь. Так родился великолепный фонтан Четырех рек — настоящее украшение Рима, символ величия Вечного города.

«Фонтан четырех рек» 1648-1651 гг.

Самое грандиозное творение

Бернини, как считают искусствоведы, не нужно было доказывать свой гений. Но требовалось, как мы сейчас говорим, реализовать крупный, масштабный проект, который соответствовал бы его таланту. И таким творением его жизни стала площадь около Собора Святого Петра. Один из символов Рима и Ватикана. Гимн искусству архитектуры.

Площадь ограничивают две полукруглые колоннады, которые вместе с самим собором образуют особую форму — «ключ Святого Петра».

Перед Бернини стояла, пожалуй, самая трудная задача: увязать разрозненные элементы — сам собор, обелиск, стоявший на площади, а также фонтан, в единое целое. Плюс надо было справиться с перепадом высот: поверхность площади изначально была неровна. За счет создания лестниц, колонн, еще одного фонтана композиция гармонизировалась, и тот, кто стоит на площади, воспринимает ее как совершенный ансамбль.

Площадь Святого Петра, 1656-1667 гг.

Повелитель искусств

Сложно говорить о Бернини как об архитекторе или о скульпторе. Он был настоящим повелителем искусств: сохранились его художественные полотна, он писал и ставил пьесы, а также сам в них участвовал, конструировал декорации и театральные машины, а также изготавливал обычные предметы быта, украшавшие интерьеры.

«Тот, кто хочет отказаться от проектов Бернини, должен позаботиться о том, чтобы их случайно не увидеть», — так сказал о нем один из римских пап, которых великий скульптор пережил (всего на его веку сменилось восемь понтификов). И лучше этих слов для описания гения Бернини просто не найти.

Непревзойденные скульптуры Бернини

«Проклятая душа», 1619 год

«Давид», 1623-1624 гг.

Похищение Прозерпины, 1621 год

Аполлон и Дафна, 1622-1625 год

Балдахин святого Петра, 1624-1633

Кафедра Святого Петра

Фонтан Тритона

Подписывайте на наш телеграмм канал.  https://t.me/LS_journal

реклама Скидка 20% Лазерное лечение варикозных вен
реклама

Рекламодатель: ЗАО "Центр Флебологии"
ИНН: 7728199296
erid: 2VtzqwzeZmL