Федор Шехтель – архитектор, изменивший Москву

Федор Шехтель – архитектор, изменивший Москву

Федор Шехтель – один из самых заметных архитекторов России рубежа XIX и XX веков, создатель русского модерна, автор десятков прекрасных зданий в Москве, так много сделавший для того, чтобы город приобрел свое неповторимое лицо. Он был, без сомнения, настоящим Мастером, получившим признание, но в конце жизни столкнулся с болезнями, нищетой, невозможностью помочь своим близким. «Я строил всем Морозовым, Рябушинским, фон Дервизам и остался нищим. Глупо, но я чист», – писал он. Сегодня наш рассказ о судьбе и искусстве Федора Шехтеля.

Саратов — Москва

На самом деле имя Федора Шехтеля — Франц-Альберт. Его отец инженер Иосиф Шехтель происходил из семьи немецких колонистов, в начале XIX века прибывших в Саратовскую область. Детские годы будущий архитектор провел с семьей в Саратове, где его отец и дядя вели торговый бизнес и занимались другими проектами, вплоть до театральных. Однако в какой-то момент семью начали преследовать неудачи: сначала умер Иосиф Шехтель, потом его старший брат, взявший было на себя заботы о семье, дела были расстроены, средств к существованию практически не было.

Мать будущего архитектора устраивала жизнь семьи, как могла. Сама она вынуждена была переехать в Москву, но Франц остался в Саратове, где учился в гимназии. Только в возрасте 16 лет, в 1875 году, он тоже приехал в Москву и начал работать в мастерской архитектора Каминского. Одновременно он поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Так начался путь будущего великого мастера.

Начало

Судьба, казалось, продолжала испытывать Шехтеля на прочность. Закончить образование он не смог, был отчислен «за плохую посещаемость». В то время серьезно болела его мать, и, видимо, с этим были связаны неуспехи в учебе.

Образование осталось незаконченным, однако работал Федор Осипович много: иллюстрировал книги, делал театральные декорации, создавал эскизы костюмов, работал над архитектурными проектами. Только вот возводить здания по ним в черте Москвы пока было невозможно: у архитектора ведь не было диплома. Хотя заказчики к Шехтелю обращались самые именитые: семья Морозовых, князь Голицын и другие.

Он сотрудничал с ведущими архитекторами своего времени — Каминским, Терским, Чичаговым, и вместе с ними создал ряд выдающихся проектов. В частности, Шехтелю принадлежит авторство фасада нынешнего театра имени Маяковского (ранее — театр Георга Парадиза), а также он принимал участие в подготовке проекта Московской городской думы. Многие его постройки 1890-х годов выполнялись в русском стиле, тогда это было модно, но главным материалом служило дерево, поэтому до наших дней они не дошли.

Морозов

В 1893 году Шехтель получил заказ, который стал поворотным в его судьбе. Савва Морозов заказал архитектору строительство особняка (особняк Зинаиды Морозовой на Спиридоновке), который он видел готическим замком. И Шехтель воплотил эти мечты в жизнь.

Особняк вышел великолепным и стал истинным украшением Москвы. Тем более что финансирование Морозов не ограничивал. Достаточно строгий стиль диктовал свои правила: архитектор предложил не так уж много декоративных украшений, детали укрупнились. Внутри же дом был поистине роскошным: к его оформлению Шехтель привлек Михаила Врубеля. Именно этот проект впоследствии архитектор представил для получения диплома, который ему наконец вручили. А так называемые «готические особняки» стали своеобразной визитной карточкой Шехтеля.

Модерн

Однако Шехтель считается не только родоначальником готического стиля в русской архитектуре, но и одним из пионеров модерна. Переходным от одного стиля к другому стал особняк, который архитектор спроектировал для своей семьи на углу Ермолаевского и Трехпрудного переулков. Сам он говорил об этом доме шутливо: «…построил избушку непотребной архитектуры, которую извозчики принимают то ли за кирку, то ли за синагогу». А на деле в этом здании воплотились новаторские идеи, которые поведут архитектуру вперед.

Внешне дом достаточно прост, ведь в нем Шехтель применил новый принцип: «изнутри наружу». Он сначала спроектировал роскошную внутреннюю отделку, а потом уже фасады. Арки, деревянные панели, шикарная парадная лестница, башенки — все эти элементы создают особую атмосферу особняка: он изысканный, уютный, гармоничный, со строгой внутренней организацией и множеством прекрасных деталей.

Популярность

В 1900-е годы Шехтель становится не просто известным, а по-настоящему популярным. Проектов у него все больше, заказы все интереснее. Он принимает участие во Всемирной выставке в Париже, где получает серебряную медаль. Строит в Москве здание Ярославского вокзала, выдержанное в неорусском стиле. По его проекту возводится одно из лучших его творений — особняк Рябушинского на Малой Никитской. Мраморная лестница особняка в форме волны по сей день является вершиной архитектуры модерн. Прекрасное решение нашел Шехтель и тогда, когда к нему обратился предприниматель Петр Смирнов: он попросил создать из нескольких зданий на Тверском бульваре единый комплекс. Федор Осипович предложил проект необычный: в доме были и парадные залы, и зимний сад, и даже небольшой зверинец. И этот дерзкий план был воплощен в жизнь.

Постепенно стиль Шехтеля становился проще и рационалистичнее. Например, его авторству принадлежит проект здания, в котором находится кинотеатр «Художественный». Стиль этот получил название «рациональный модерн», и строгость в нем сочетается с функциональностью.

В 1915 году Шехтель принял крещение (именно тогда он получил имя Федор), и тот год был ознаменован началом строительства храма Николая Чудотворца в «Соломенной Сторожке» в Петровско-Разумовском (1915–1916). Построенный в неорусском стиле, как и многие другие здания Шехтеля, храм стала памятником Первой мировой войны.

Советские годы

После революции многие архитекторы не могли найти место в изменившихся условиях. А вот о Федоре Шехтеле так сказать нельзя. В советские годы он продолжал преподавать, стал профессором во ВХУТЕМАСе, работал в Научно-техническом отделе Высшего Совета народного хозяйства. Последний его реализованный проект — павильон Туркестана на Всероссийской сельскохозяйственной выставке (существовала до ВДНХ). Также Шехтель вернулся к работе в театре, реализовал несколько проектов для МХАТа, участвовал в реконструкции здания театра, работал для Малого театра. Однако здоровье Федора Осиповича ухудшалось, работать становилось все сложнее. В 1926 году архитектор умер.

«К жизни нас приковывают лишь стимулы труда, любви и искусства (в них весь смысл жизни), без них мы бы не знали, зачем нас создал творец, и благодаря лишь им мы находим в себе силу переносить все горести и лишения нашего существования (в противном случае наша жизнь была бы бессмысленной)». Федор Шехтель.

Некоторые известные работы Шехтеля в Москве

Особняк Зинаиды Морозовой на Спиридоновке

Напоминающий рыцарский замок снаружи, особняк прекрасен и внутри. Сегодня здесь находится Дом приемов МИД, но в некоторые дни года он открыт для посещений.

Особняк Рябушинского на Малой Никитской

Оригинальный, необычный, изысканный… Особняк, с его необычной лестницей и выдающимися интерьерами заслуживает того, чтобы увидеть собственными глазами. Сегодня здесь находится музей-квартира Горького.

Здание Художественного театра в Камергерском переулке

На месте, где сегодня находится здание МХТ, до конца XIX века стоял дворец Одоевских, где находился театр Корша. Когда было принято решение строить на месте дворца здание театра (а вернее, не строить с нуля, а провести масштабную реконструкцию), обратились к Шехтелю. Он работал над этим проектом бесплатно: «Заказ театра, украшающего Москву, я почитаю за честь выполнить безвозмездно».

Особняк Шехтеля в Ермолаевском переулке

Получив хороший гонорар после строительства особняка Морозова, Шехтель возвел на эти деньги дом для себя и своей семьи. Сочетающий элементы готики и зарождающегося стиля модерн, этот особняк отличается гармоничностью и строгостью. Сегодня в нем находится посольство Уругвая.

Особняк Дерожинской в Кропоткинском переулке

Особняк был построен в начале XX века, и сегодня это один из самых ярких примеров архитектуры русского модерна. Специально для росписи стен создавал эскизы Борисов-Мусатов, но хозяйка отказалась от масштабных фресок, которые так и остались в эскизах. Сто лет спустя с помощью современных технологий фески «Времена года» были перенесены на стены особняка, как и задумывалось изначально.

Кстати, этот дом считается одним из возможных адресов проживания булгаковской Маргариты. Сегодня на территории особняка находится дипломатическая миссия Австралии.

Читайте также "Линия жизни и архитектура Антонио Гауди"