Огюст Роден: титан в искусстве

Огюст Роден: титан в искусстве

«Для художника все прекрасно, потому что в каждом существе, в каждой вещи проницательный взор его открывает характер, то есть ту внутреннюю правду, которая просвечивает сквозь внешнюю форму. И эта правда есть сама красота». Огюст Роден.

Его жизнь была длинной, разной, наполненной любовью, творчеством, поисками себя и своего места в искусстве. Его творчество было признаваемым, почитаемым, непризнанным, непонятым, оцененным при жизни и одновременно устремленным далеко в будущее. Именно благодаря Родену, искусство сделало огромный шаг вперед, и его талант был так огромен, что скульптор полностью изменил представление о прекрасном. Страсти, движение, устремленность, скорбь, страх, нерешительность, мощь, цельность, поиск — в его скульптурах воплотился мир во всей его полноте. А сам Роден, подобно древнему титану, был богом этого мира.

Начало

Роден родился в 1840 году в Париже. Кроме него в семье была дочь, его старшая сестра Мари, которую он очень любил. И именно Мари уговорила отца разрешить сыну поступить в бесплатную Школу рисования, где Огюст проучился три года. Там готовили художников декораторов, ювелиров, и Роден, который не смог после окончания школы продолжить обучение, начал работать как автор декоративных скульптур.

Период поисков своего призвания был сложным. В 1862 году умерла любимая сестра Родена, и он очень тяжело перенес эту утрату, думал даже о том, чтобы уйти от мира и присоединиться к монашескому ордену. Однако священник Пьер Эймар отговорил его от этого, фактически заставив опять вернуться на путь художника.

Многие работы Родена ранних лет, к сожалению, невозможно идентифицировать: работавший как подмастерье, он не оставлял никаких знаков, которые помогли бы определить его скульптуры. Но трудился он много, постепенно вырабатывая свой особый экспрессивный стиль, по которому позже его будут узнавать всегда и везде.

Роза

В 1864 году Огюст познакомился с Розой Бере. Она была швеей, а также первой натурщицей Родена, его помощницей и верной спутницей на всю жизнь. Именно к Розе он возвращался после своих многочисленных романов, именно на ней он женился в конце жизни.

«У моей модели не было изящества городских женщин, но в ней ощущалась физическая сила и телесная крепость крестьянской девушки, у нее был живой, открытый, решительный и мужественный вид, который подчеркивает красоту женского тела. В дополнение ко всему этому, она всегда была готова на жертву ради меня, и оставалась такой всю свою жизнь».

Роза родила Родену сына Огюста младшего, но так как их брак не был официальным, сын носил фамилию матери. Роза заботилась о родителях Родена, когда он уезжал на заработки, а также помогла в трудные времена сохранить мастерскую. И кто знает, как бы пережил Роден все лишения ранних творческих лет, если бы не верность его спутницы. Ее облик Роден запечатлел в скульптурах «Девушка в шляпке с цветами», «Миньон», «Вакханка» — скромная и простая, она всю жизнь жила рядом со своим Художником.

Расцвет

Работая помощником других скульпторов и подмастерьем, Роден делает бесчисленное количество «поделок», оттачивая свое мастерство. Он работает в Бельгии, в 1876 году едет в Италию, где его поражают увиденные наконец-то в подлиннике работы Микеланджело.

Постепенно Роден обретает известность в кругах художников. Он выставляется с Парижском Салоне — главном выставочном зале того времени. Первая работа, принятая в Салон, — «Человек со сломанным носом», затем — скульптура «Бронзовый век», созданная, скорее всего, под влиянием работ Микеланджело. Экспрессивные и лишенные внешней «красивости», а наделенные простотой, напоминающие саму жизнь, работы вызывали споры. В 1880 году Роден выставил в Салоне свою работу «Иоанн Креститель», которую отличала строгость и лаконичность (Иоанн был изображен как обычный человек, вдохновленный верой, но одновременно земной). За эту скульптуру он получил третью премию Салона, скульптура была приобретена для государства.

Врата

В 1880 году Роден получает новый заказ от Франции — ворота для украшения будущего Музея декоративного искусства. И скульптор решает обратиться к «Божественной комедии» Данте, изваяв Врата ада. Эта огромная композиция стала источником творческих поисков на долгие годы.

Величественные и масштабные, «Врата ада» были украшены множеством фигур и композиций, ставших впоследствии самостоятельными творениями: «Поцелуй», «Адам и Ева», «Мимолетная любовь» и самый известный «Мыслитель». Всего в композиции было 186 фигур.

Закончить работу полностью Роден так и не успел. Врата были отлиты в бронзе уже после его смерти. Музей декоративного искусства в Париже так и не был построен, но композиция Родена остается величественным памятником Гению художника.

Огюст Роден и Камилла

Имя той, которую неизменно вспоминают в связи с Роденом, — Камилла Клодель. Она и сама была талантливым скульптором, и работы Камиллы говорят о том, что ей была присуща эмоциональность и выразительность, мастерство и особый взгляд художника. Однако в историю искусства она вошла именно как муза Родена.

«Прекрасный лоб над дивными глазами глубокого густо-синего цвета, как у красавиц на портретах кисти Боттичелли; большой, чувственный рот, густая копна золотисто-каштановых волос, спадающих на плечи. Вид, впечатляющий дерзостью, превосходством и... детской веселостью».

Камилла была ученицей Родена, а также помогала ему в мастерской. Месила глину, убирала, позировала учителю, иногда он доверял ей лепить на его скульптурах фрагменты... Ее молодость и красота поразили Родена, и, хотя он не мог оставить Розу Бере, которая была с ним рядом всю жизнь, отказаться от прекрасной Камиллы он тоже не мог.

Вся неистовая страсть художника воплотилась в его работах. Преклонение перед женщиной, буквальное и безоговорочное, отражено в его работе «Вечный идол». А Камилла создала прекрасный «Бронзовый вальс», который словно иллюстрирует такое сложное понятие, как «вихрь страсти».

Их история не была счастливой. Роден не смог покинуть Розу, Камилла не смогла пережить разрыв, у нее обострилось ее нервно-психическое расстройство. Она закончила свои дни в психиатрической клинике в 1943 году. А ее работы выставлены сегодня в Париже в Музее Родена.

Последние годы

Франция любила Родена. Скульптуры Родена не всегда признавались, не всегда им сразу отдавали должное, однако в целом он был настоящим сыном Франции, которого его родина ценила как Гения. В 1895 году он поселился в Медоне, и вилла скульптора там сегодня является Национальным музеем. Правда, поместье оказалось слишком маленьким для роденовского размаха, и позже он опять переехал в Париж. В 1900 году в Париже проходила Всемирная выставка, и на ней Родену был выделен целый павильон.

Он много работает, ему поступают заказы от самых именитых заказчиков того времени: людей искусства, политиков, он создает скульптурные портреты королей и папы Римского. Также он работает как график, вспоминая уроки, полученные в детстве: тогда его учили рисовать по памяти, и он создает графические шедевры буквально в одно движение, не отрывая карандаша от бумаги.

Все свои работы Роден завещал государству. Скульптор умер в ноябре 1917 года в Медоне, совсем немного пережив свою единственную супругу и верную спутницу Розу Бере.