ЖУРНАЛ LIFE STYLE

Звезда по имени Анастасия

Звезда по имени Анастасия

С самого рождения она была, казалось, обречена на то, чтобы оправдывать чьи-то ожидания.

Ее отец — певец Александр Вертинский, утонченный, богемный, такой «нездешний». Ее мать — Лидия Циргвава, которая, всего несколько раз появившись на экране, поразила всех своей яркой внешностью. А она — Анастасия Вертинская. Одна из самых красивых актрис нашего кино.

Ассоль

Кем еще могла стать Настя, если выросла в такой семье? Только актрисой! Но сама она так не думала: хотела быть балериной (не сложилось), потом собиралась быть переводчиком. Но от судьбы, как говорится, не уйдешь — в 15 лет ее утвердили на первую в жизни роль. Которая и изменила все.

«Как-то режиссер Птушко позвонил маме и сказал: „Лиля, у тебя две дочки — 15 и 16 лет, а я ищу актрису на роль Ассоль. Может, приведешь какую-нибудь из них на пробы?“ Мама повела меня. А я в 15 была очень спортивным подростком, носила треники, играла в баскетбольной команде и была коротко стрижена. Птушко, как только увидел меня, сказал: „Ой, нет-нет-нет. Нет ли у тебя, Лиля, какой-нибудь другой дочери? Получше?“ Мама сказала, есть, но та совсем плохая. Пока то, да се, гримерша посмотрела на меня и с жалостью сказала: „Давай платьице наденем, ты же девочка. Волосики причешем“. На меня надели светлое нежное платье, наклеили реснички и Птушко был изумлен. Меня утвердили».

Фильм «Алые паруса» стал гимном романтической любви, Ассоль — одной из самых чистых и женственных героинь советского кино. А Анастасия, став еще популярнее после «Человека-амфибии», решила стать актрисой и поступила в Щукинское училище.

Театр

Сложно поверить, но еще не закончив институт, Вертинская сыграла в «Гамлете» и в «Войне и мире», и в «Анне Карениной». И вновь на экране всепобеждающая красота и удивительная женственность, хрупкость, нежность. А ей хотелось играть другое:

«Мне всё время ставили то 3, то 4 по мастерству — хотя диплом с отличием: педагоги наказывали за то, что я никак не хочу сыграть героиню. То я играла коммунальщицу, которая соседям в еду соль подсыпает, то какую-то идиотку... Меня тянуло на характерные роли».

Она могла продолжать играть только в кино, но Вертинская хотела работать в театре. И пришла в «Современник» — молодой, дерзкий и свободный театр, где, с оглядкой на все советские условности, можно было играть хотя бы немного так, как хочется. Отыграв не один год в массовке, Анастасия получила роль в «Двенадцатой ночи» Шекспира.

«Однажды в „Современник“ пригласили молодого английского режиссера — Питера Джеймса. Он ставил „Двенадцатую ночь“, где мне дали роль Оливии. Ее нельзя было играть как героиню, это было не принято в „Современнике“, и я придумала ей смешной грим. Выбелила лицо, брови и ресницы — это же комедия. Джеймс был счастлив. Он был небольшого роста, с пивным животом, с длинными волосами, всегда немножко поддатый, и показывал мне роль, выпятив вперед живот. Я так и сыграла Оливию. Смешно получилось».

Быть собой

Ей хотелось искать, придумывать, быть необычной, быть собой. Вспоминая о театре, она часто рассказывает смешные эпизоды, вспоминает импровизацию. И сама она тоже любила импровизировать: и на сцене, и перед камерой.

Одной из картин, на которой Вертинская чувствовала себя свободно и легко, была «Безымянная звезда» Михаила Козакова.

Надо сказать, что изначально актерский дуэт в этом фильме должен был быть другим: Олег Даль и Марина Неелова. Но оба актера сочли, что сценарий слабый, а герои — не убедительные. И отказались. А Анастасия Вертинская и Игорь Костолевский сыграли одни из самых ярких своих ролей.

Это был первый фильм Михаила Козакова, который он снял как режиссер. Он добивался этой постановки 8 лет, а потом еще пришлось ждать, когда готовый фильм «снимут с полки». Работа над картиной шла очень быстро, актеры много импровизировали, но были и сложные моменты. Так, Козаков поссорился с оператором Георгием Рербергом, который даже попросил снять свое имя из титров. Игорь Костолевский потом вспоминал, что работать с Козаковым было непросто. Но в итоге фильм получился настолько пронзительный, искренний и тонкий, что казалось, никаких разногласий и не было.

«Таких ролей больше мне не попадалось — там есть и драма, и комедия, и лирика, и характер», — говорила потом Вертинская.

Характер 

А характера Анастасии Вертинской не занимать. Сейчас она не снимается и, как кажется, не переживает никакого кризиса. Часто приводят ее слова: «А кого мне играть? Мать киллера?». Она была и остается самой красивой актрисой отечественного кино, но она так же была и остается одной из самых тонких актрис. И этот характер не дает ей размениваться.

Несмотря на отсутствие съемок, жизнь Вертинской наполнена заботами. И в первую очередь, заботами о семье.

«Теперь моя любимая роль — бабушки. У меня есть три внука от сына Степана. Пока они росли, я с ними все время играла. Степа, проходя мимо стола со скатертью, стучал кулаком: „Мама, ты опять там, под столом?“, — а я оттуда в запале рычала: „Я не мама, я Багира“. Страшно баловала внуков — как меня баловал отец. Я привыкла думать, что все хорошее во мне — от отца, а все ужасное, гадкое и отвратительное — от жизни».

Подписывайте на наш телеграмм канал   https://t.me/LS_journal