ЖУРНАЛ LIFE STYLE

Рисование – путь к себе

Рисование – путь к себе

«Я хочу рисовать, но есть ли у меня талант? Или для этого нужны особенные способности?» Сотни и тысячи взрослых людей задаются этими вопросами, сожалея, что в детстве они не взяли в руки кисть или карандаш. Однако мы вовсе не преувеличиваем, когда говорим, что рисовать могут все. Надо лишь отбросить внутренние сомнения, почувствовать свободу и удовольствие от творчества.

Художник или «нехудожник»?

Есть мнение, что рисовать могут все. Конечно не у всех людей сформирован навык рисования, но при определенной тренировке, причем не такой уж сложной, каждый может воплотить на холсте или бумаге свои представления о прекрасном.

Итак, почему же не каждый из нас «дружит» с карандашом? Почему одни могут достаточно точно набросать на листке бумаги фигуру человека, а другие даже ровную линию проводят с трудом? Исследователи изучили этот вопрос и выяснили, что все дело в особенностях восприятия предметов.

Во-первых, «нехудожники» оценивают предмет не так, как люди, наделенные способностями к рисованию. Это особенности восприятия: те, кто с трудом рисуют, не всегда верно оценивают цвет, форму и размер предмета, поэтому не могут адекватно перенести изображение на бумагу. Обращайте внимания на соотношение размеров, если не можете сразу запомнить, делайте пометки. Это поможет потом создать рисунок, который будет отражать истинный вид предмета.

Во-вторых, у людей, которые плохо рисуют, есть свои особенности зрительной памяти: они не могут «схватывать» и долго удерживать важные для рисования соотношения параметров предметов. Например, углы между гранями сложной фигуры. Или пропорции тела человека. Все это мешает им начать свободно творить. Здесь работает тот же рецепт: делайте пометки и помните, что важны не только размеры, но и взаимное расположение частей предмета.

И в-третьих, «художники», оценивая предмет, сразу выделяют те детали, которые надо отразить при рисовании. И если «нехудожник» старается воплотить на полотне все нюансы, которые он видит, то «художник» интуитивно отделяет главное от второстепенного. Он обращает пристальное внимание на те особенности, которые придают предмету индивидуальность. А вот детали, которые перегружают изображение, может и опустить. Попробуйте определить, без чего предмет не был бы собой? Это и есть ключевые детали.

Кимон Николаидис, известный преподаватель рисования, художник и психолог, разработал свою систему «естественного» обучения рисованию, которая преследует пять целей: научиться видеть границы предмета, пространство, отношения, тени и свет и предмет в целом. Именно этими способностями, по мнению Николаидиса, должен обладать художник.

Как выяснили британские психологи, «нехудожник» — это просто отражение особенностей восприятия человека и ни в коем случае не приговор. Все перечисленные навыки, даже если они не даны вам от природы, можно натренировать. Тут важно только не ставить на себе крест и практиковаться, практиковаться и практиковаться. Но как же сделать первый шаг?

Не анализируйте, а творите!

Наверняка многие из вас слышали о правополушарном и левополушарном рисовании. По крайней мере обучающих курсов с такими названиями в Москве открыто немало. В чем же особенность этих видов рисования?

Ученые, изучившие человека со всех сторон, установили, что полушария нашего мозга отвечают за разные сферы: левое — за рациональную, правое — за эмоциональную. И те люди, которые считают, что не умеют рисовать, просто пытаются «рисовать левым полушарием», то есть подходят к процессу не как к творчеству, а как к анализу.

Для того чтобы почувствовать творческую свободу, вдохновение, для того чтобы начать свободно и с удовольствием творить, не оглядываясь на условности, надо научиться переключаться на правое полушарие. Некоторые приемы несложно освоить и самому:

  • Используйте цвет. Для этого совсем не обязательно рисовать. Например, на работе вы делаете много записей. Положите перед собой цветные ручки и маркеры и начните использовать цвета для разных выделений: заголовков, подзаголовков, ключевых слов. С непривычки может быть непросто, но попробуйте. Через две недели рутинные черно-белые записи могут показаться вам нестерпимо скучными.

  • Ищите ассоциации и аналогии. Конечно, все мы идем по пути экономии сил и стараемся поменьше тратить времени на объяснения и подробности. Выделите себе те же две недели, в течение которых не экономьте время. Тратьте его на поиски аналогий и ассоциаций. Даже если ваш собеседник и так вас понимает, попробуйте внутри себя найти другой способ изложения и объяснения: более образный, с использованием сравнений и параллелей.

  • Смотрите на «картинку». «Как бы я это проиллюстрировал?» Поиск ответа на этот вопрос в обычной жизни поможет развить воображение и «расшевелить» правое полушарие. А значит, пробудить воображение и креативность.

Рисовать — полезно и здорово!

Сегодня выбор кружков, студий, мастер-классов для дополнительных занятий гораздо шире, чем 10-15 лет назад. Кажется, что при желании можно научиться всему: от танцев до боевых искусств, от сочинения стихов до гончарного искусства. Однако рисование остается фаворитом среди хобби.

Зачем же нам рисовать?

Рисование дает возможность для самовыражения. Оставаясь один на один с бумагой и красками, ребенок выражает себя наиболее естественным для себя образом. Владение словом приходит позже, чем способность проявить себя в рисунке, и использовать и развивать эту способность для детей на первых порах легче, чем сочинять.

Рисование помогает уловить связь между движениями руки и изображением на листе. Сначала рисунки детей хаотичны, потом они становятся упорядоченными, потом ребенок учится воплощать на бумаге замысел. Все это дает возможность понять свои возможности и почувствовать гармонию с собой.

Рисование предполагает множество техник: рисовать можно красками, карандашом пастелью, мазками, штрихами, точками, в монохроме или в цвете. Наверное, ни один другой вид творчества не дает таких возможностей для разностороннего развития.

И конечно, рисование — это еще и приучение к аккуратности и дисциплине. Что бы ни говорили современные системы воспитания, детям это необходимо. Хочешь, чтобы работа была завершена и ее можно было повесить на стену? Придется проявить некоторое терпение, чтобы краски ложились аккуратно, а карандашная штриховка была равномерной. Кстати, и для многих взрослых такая тренировка будет полезной.

Куда пойти учиться?

В Москве сегодня есть множество художественных школ где дети, подростки и взрослые могут постигать основы мастерства.

Студия в Лаврушинском переулке

Третьяковская галерея — один из центров столичной культуры. Прием детей в студию начинается в сентябре, с условиями приема можно познакомиться здесь: https://www.tretyakovgallery.ru/

Студия «Фантазия»

Студия открыта при Московском музее современного искусства, в нее принимают детей с 4 лет. С подробностями приема и обучения можно познакомиться здесь: http://www.mmoma.ru/kids/studiya_fantaziya/

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

В этот центр при ГМИИ имени Пушкина можно привести детей любого возраста: для всех желающих составлены комплексные программы эстетического воспитания. Не только рисунок, но и гравюра, керамика скульптура — центр дает широкие возможности. За подробностями обращайтесь сюда: http://www.museyon.ru/

Студия «Летал и Шагал»

Место для тех, кто любит искусство, хочет его почувствовать, учится понимать. Сегодня в Москве открыто уже несколько студий, познакомиться с программами и узнать адреса можно здесь: http://letalandshagal.livejournal.com/

Школа «АртВилль»

Если вы хотите, чтобы с вашим ребенком занимались по индивидуальной программе, посетите школу «АртВилль»: здесь и дети, и взрослые могут почувствовать, что МОГУТ рисовать. Подробности — на сайте http://www.artville-school.ru/

реклама Скидка 20% Лазерное лечение варикозных вен
реклама

Рекламодатель: ЗАО "Центр Флебологии"
ИНН: 7728199296