В конце жизни Альфред Хичкок, родившийся и до 40 лет живший в Великобритании, получил титул рыцаря. А между тем, рыцарем он был всю жизнь, служа кинематографу так верно, как ни один другой режиссер. Его находки и открытия до сих пор являются неисчерпаемым источником вдохновения для режиссеров. А его способность открывать новых звезд кино стала легендой. Так кто же вы, мистер Хичкок?
Мастер саспенса
Хичкока совершенно заслуженно называют мастером саспенса. Этим термином обозначают томительное ожидание, беспокойство: на экране, вроде бы, ничего страшного не происходит, а напряжение зрителя растет, и страх мы начинаем испытывать еще до того, как в кадре появится злодей или мы увидим преступление. Хичкок использовал этот прием часто и прославился своим умением нагнетать обстановку. Его биографы полагают, что корни этого умения кроются в детстве Хичкока: он учился в иезуитском колледже, где дисциплина была особенно строга. Но было особое правило, по которому провинившиеся мальчики могли сами выбрать день для наказания: главное, чтобы он пришелся на ту же неделю, что и проступок. Конечно, многие старались отсрочить наказание, перенося экзекуцию на конец недели. Дни, проведенные в ожидании неизбежной расплаты, — это и есть предтеча кинематографического саспенса, который Хичкок использовал в фильмах.
Хичкок идет на войну
Привычный образ Альфреда Хичкока — полный мужчина средних лет, который никак не ассоциируется с понятиями «решительность» и «отвага». А между тем, в Лондонском университете он посещал лекции по навигации, а во время Первой мировой войны Альфред даже собирался пойти на фронт. В армию его не взяли из-за лишнего веса, однако он изучал подрывное дело.
На все руки мастер
Жизнь Альфреда Хичкока является очередным подтверждением тезиса о том, что успешное поступление в Университет не является залогом хорошей карьеры. Хичкок учился чему угодно, а вовсе не был прилежным слушателем кинематографической или театральной школы. На рабочих курсах он изучал электричество, механику, черчение, токарное, винторезное и кузнечное мастерство. Позже к ним добавились курсы по искусству, рисованию и даже экономике. А первая работа будущего рыцаря — электрик в телеграфной компании. Позже он перешел в отдел рекламы, где работал художником.
Не упускай шанс!
Ни на режиссера, ни на актера, ни на писателя Альфред Хичкок не учился. Но он очень хотел работать в кино, и счастливый случай не заставил себя ждать. Впервые Бог кино улыбнулся Хичкоку, когда в Англии открыла свой филиал американская студия Famous Players-Lasky (кинематограф в Англии заметно отставал от американского, так как считался развлечением для низших слоев). Альфред устроился на студию дизайнером титров. Второй раз ему повезло, когда в 1922 году во время съемок фильма «Всегда говори своей жене» заболел режиссер. Хичкок вызвался закончить картину. Видимо, он умел быть убедительным, и студия пошла на то, чтобы съемки вел дизайнер титров. В итоге картина получилась, имя Хичкока значилось в титрах в качестве сорежиссера.
Альма
«Мистер саспенс» не кажется вам привлекательным внешне? Это не помешало ему найти свою любовь. С Альмой Ревель он прожил всю жизнь, встретив ее на той же студии Famous Players-Lasky, где она работала монтажером. Он сделал ей предложение на корабле, когда они вместе возвращались со съемок в Германии. Альма тяжело переживала качку, и Хичкок потом шутил: «Она стонала. Кивала головой. Ее тошнило. В общем, диалоги были слабоваты, но постановка удалась!»
Роль Альмы в жизни Хичкока невозможно переоценить. Он любил ее и уважал ее мнение, высшей похвалой для сценаристов, писавших для Хичкока, была оценка Альмы. Режиссер работал с красивейшими актрисами того времени, и биографы говорят, что он был буквально одержим ими, требовал рассказывать все детали жизни, постоянно контролировал. Альма, как могла, сглаживала углы, извинялась перед актрисами за поведение мужа.
Дочь Хичкоков Патриция вспоминала, что отец называл жену «герцогиня» или «мадам». Она пережила своего мужа на два года: судьба была благосклонна к Хичкоку: без Альмы он, наверное, не смог бы жить.
Психо
В Англии Альберт Хичкок снял несколько фильмов, из которых известным стал «Человек, который слишком много знал». В 1939 году режиссер переезжает в Америку, потому что кинопроизводство в Англии практически прекратилось. Там он снял самые известные свои картины, в том числе «Психо» — эта картина считается одним из лучших триллеров всех времен. В процессе подготовки к съемкам Хичкок скупил максимально возможное число экземпляров романа «Психоз» Роберта Блоха, на основе которого был написан сценарий. А все для того, чтобы о концовке истории знали как можно меньше людей.
Этот фильм разобран буквально по кадрам, кажется, что в нем не осталось ни одной загадки. Посчитано, что в ставшей легендарной сцене убийства в душе было сделано 90 монтажных склеек, а звук ножа, наносящего раны, — это звук ножа, протыкающего дыню. Тем не менее, воздействие этого фильма на публику по сей день демонстрирует то, что называют «магией кино» или «силой саспенса».
Читайте так же "Самые смешные фильмы Чарли Чаплина"
Лучшие фильмы Хичкока
«Ребекка» , 1940 г.
«Завороженный», 1945 г.
«Веревка», 1948 г
«Незнакомцы в поезде» (1951)
«В случае убийства набирайте «М» (1954)
«Окно во двор» (1954)
«Головокружение» (1958)
«На север через северо-запад» (1959)
«Птицы» (1963)