«Жизнь это чудо, но чудес она не творит»… Затрагивая в своём творчестве вечные темы, он стремился изменить мир, повернуть его на сторону добра. Поклонники Ремарка полагают, что у него это получилось.
Его жизнь с ранних лет была связана с литературой. Отец работал переплётчиком, и в доме Ремарков поэтому было множество книг.
Эрих очень любил произведения
Отец Ремарка не слишком приветствовал увлечение сына творчеством. По этой причине отношения их были непростыми, они часто конфликтовали. А вот с матерью юный Эрих сосуществовал мирно. Именно в честь матери писатель взял себе псевдоним после её смерти (мать звали Мария). Ремарк тяжело переживал утрату и желал хотя бы так выразить свою любовь к самому близкому человеку.
О войне
В 1916 г. Ремарк ушёл на фронт. Получив там несколько ранений, много времени провёл в госпитале, а 1920 г. написал одно из самых известных своих произведений — «Приют Грёз». У этого романа сложная история, и у каждого персонажа «Приюта Грёз» есть прототипы. В то время Ремарк, пытаясь забыть пережитые невзгоды и залечить душевные раны, пристрастился к алкоголю и случайным связям. Одна из его тогдашних пассий — Эрика Хаазе — и стала прототипом главной героини романа — Элизабет. Надо сказать, что этой девице лёгкого поведения удалось положительно повлиять на писателя — она переехала к нему, заботилась о нём и заставила перестать пить. В
О военных действиях им был написан ещё один роман — «На Западном фронте без перемен». В нём он рассказывал о судьбах участников Первой Мировой Войны. О том, как война калечила жизни, меняла психику молодых людей. После войны жить обычной жизнью они уже не могли…
Параллельно Эрих Мария Ремарк занимался журналистикой — писал спортивные репортажи. Но вскоре понял, что это не его стезя.
Три товарища
Он писал свои романы, не придумывая героев, а сталкиваясь с ними в жизни. Так, его вторая жена — танцовщица Ютта Замбона стала прототипом Пат из его легендарных «Трёх товарищей». Писатель женился на ней дважды — в первый раз в 1925 году (супруги прожили вместе 4 года) во второй раз 1938 году.
Роман «Три товарища» в 1936 году был переведён на русский язык. В нашей стране он завоевал большую популярность — театральные постановки на основе этого произведения идут в российских театрах «Суббота» и «Современник». Роман несколько раз экранизирован в России и в США.
Посвящения
Ремарк неоднократно посвящал свои произведения дорогим его сердца людям. Например, своей родной сестре Эльфриде, которую постигла смертная казнь в 1943 году (её обвиняли в антигитлеровской позиции), Эрих Мария посвятил роман «Искра жизни» (1952 г.). Писатель отразил в романе события, происходящие в концлагере Бухенвальд, опираясь во время работы над романом на рассказы очевидцев.
А в своей книге «Триумфальная арка» Эрих Мария Ремарк красиво повествовал о романе с Марлен Дитрих. Пара познакомилась в ресторане. Отношения развивались бурно и стремительно. Известная актриса практически мгновенно очаровалась низким голосом писателя и его тонкими чертами лица.
Марлен Дитрих и Ремарк
Расстраивало её лишь уже упомянутое пристрастие партнёра к алкоголю, которое он так и не смог побороть окончательно. Тем не менее, он заботился о Дитрих, стремился быть всегда рядом с ней и упивался счастьем от этих отношений. Он был настолько ослеплён любовью, что работа порой становилась ему в тягость.
«Сильное чувство беспокойного счастья — Пума и работа» — пишет Ремарк в своём дневнике — «Работать! Надо работать! Прочь от Пумы!». Но и покидая любимую, он писал ей письма. В письмах Ремарк называл Марлен пумой, потому что в ней, как и в этом звере, сила сочеталась с пронзительной нежностью.
Письма актрисы к Ремарку сожгла в порыве ревности его законная супруга Полетт. А вот письма Ремарка хранились у Дитрих всю её жизнь. На похоронах писателя за спиной Полетт шептались: «Она сожгла все письма этой Дитрих! Но разве можно сжечь людскую память?».
Когда актриса ушла от Ремарка, разорвав отношения, он долго не мог прийти в себя и переживал разрыв едва ли не до самой смерти. А романтичные, полные нежности письма Дитрих и Ремарка друг к другу многократно издавались в виде книг.
Впрочем, вполне вероятно, что Марлен оставила писателя не только
Как нетрудно заметить, Ремарк не был таким, какими мы привыкли представлять творческих людей — чуждым всего мирского. Пагубные привычки, множественные браки и интрижки, душевные травмы — всё это он пронёс через жизнь. И именно это давало ему силы творить.
Цитаты из произведений Ремарка
Э. М. Ремарк «Три товарища»
«Пока человек не сдаётся, он сильнее своей судьбы»
«Только глупец побеждает в жизни, умник видит слишком много препятствий и теряет уверенность, не успев ещё ничего начать».
«Бармены всегда знают, как утешить. Во всех странах с ними можно объясняться без слов».
«Только несчастный знает, что такое счастье. Счастливец ощущает радость жизни не более, чем манекен: он только демонстрирует эту радость, но она ему не дана. Свет не светит, когда светло. Он светит во тьме.
«Скромность и добросовестность вознаграждаются только в романах. В жизни их используют, а потом отшвыривают в сторону».
«Как это странно: люди находят подлинно свежие и образные выражения только когда ругаются. Вечными и неизменными остаются слова любви, но как пестра и разнообразна шкала…».
Ремарк «Триумфальная арка»
«Остаться друзьями? Развести маленький огородик на остывшей лаве угасших чувств? Нет, это не для нас с тобой. Так бывает только после маленьких интрижек, да и то получается довольно фальшиво. Любовь не пятнают дружбой. Конец есть конец»
«Я тебя люблю.
— Ты же почти не знаешь меня.
— А какое это имеет отношение к любви?
— Очень большое. Любить — это когда хочешь с
— Об этом я ничего не знаю. А вот когда без человека нельзя жить — это я знаю».
«Без любви человек не более чем мертвец в отпуске, несколько дат, ничего не говорящее имя. Но зачем же тогда жить? С таким же успехом можно и умереть».
«Скорее всего теряешь то, что держишь в руках, когда оставляешь сам — потери уже не ощущаешь».
«Мы слишком много знаем и слишком мало умеем… потому что знаем слишком много».
Ремарк «Жизнь в займы»
«В наше время можно разделаться с деньгами двумя способами. Один из них — копить деньги, а затем потерять их во время инфляции, другой — потратить их.
«Кто хочет удержать — тот теряет. Кто готов с улыбкой отпустить — того стараются удержать».
«Ты счастлива?
— А что такое счастье?
— Ты права, — сказал смущённо Клерфэ.
— Кто знает, что это такое? Может быть, держаться над пропастью».
«Ты считаешь, что я бросаю на ветер свои деньги, а я считаю, что ты бросаешь на ветер свою жизнь. Пусть каждый остается при своём мнении».
«Разум дан человеку, чтобы он понял: жить одним разумом нельзя».
Ремарк «Ночь в Лиссабоне»
«Женщинам ничего не нужно объяснять, с ними всегда надо действовать».
«Она сидела, будто амазонка, — обнажённая, с бокалом вина в руке, требовательная, лукавая, прямая и смелая, и я вдруг понял, что я ничего не знаю о ней. И раньше ничего не знал…»
«Это были сумерки между надеждой и отчаянием. Время затаило дыхание. Все предметы словно перестали отбрасывать тень в прозрачной, чудовищной тени растущей угрозы.»
« — Скажите мне, пожалуйста, что же ещё остаётся важного, если вся жизнь уже не имеет значения?
— Ничего, — ответил я, зная, что это было и правдой и неправдой. — Только мы…».
Ремарк «Тени в раю»
« — Ты, — сказал он, — вступаешь в эпоху женщин. Запомни поэтому: только безнадёжные кретины хотят доказать свою правоту женщине и взывают к её логике»
«Нет ничего утомительнее, чем присутствовать при том, как человек демонстрирует свой ум. В особенности, если ума нет».
«Не стоит заглядывать чересчур глубоко в душу, иначе скоро наткнёшься на отстойник, куда стекаются нечистоты».
«Какими же мы бываем идиотами, когда мним себя особенно благородными»
Ремарк «На западном фронте без перемен»
«Все ужасы можно пережить, пока ты просто покоряешься своей судьбе, но попробуй размышлять о них, и они убьют тебя».
«Меня могут убить, — это дело случая. Но то, что я остаюсь в живых, это
«Больше всего мне нравится быть одному, тогда мне никто не мешает».