ЖУРНАЛ LIFE STYLE

«Я буду снова слышать на небе». Людвиг Ван Бетховен

«Я буду снова слышать на небе».  Людвиг Ван Бетховен

Среди титанов мировой музыки мы неизменно называем имя Людвига ван Бетховена. Прославившийся уже при жизни как автор прекрасной музыки и великолепный пианист, он отличался сильным характером и непростым нравом. Каким же запомнили современники великого Бетховена, о котором сам Моцарт говорил, что «о нем заговорит мир»?

Детство Бетховена

Людвиг родился в 1770 году в семье, которую можно назвать музыкальной — его отец и дед были певцами в капелле. Отец Людвига мечтал для сына о славе второго Моцарта и занимался с ним музыкой. Однако занятия эти можно назвать, пожалуй что, излишне жестокими: отец сердился, менял инструменты, передавал сына от одного учителя к другому, а когда Людвиг не достиг высот Моцарта, сердился.

Безусловно, юный Бетховен был очень одарен. Однако ему нужно было систематическое образование и поддержка. Последнее он получал от матери, которая, к сожалению, умерла довольно рано. А вот с систематическим образованием были, что называется, проблемы: в школу он ходил нерегулярно, наставники в области музыки тоже менялись часто. В итоге Бетховен стал учеником Антонио Сальери.

И мир заговорил

Вторым Моцартом Бетховен не стал, но был отмечен Великим композитором. В 1787 году Людвиг впервые посетил Вену, познакомился с Вольфгангом Амадеем, который сказал: «Не отрывайте взора от этого мальчика. Однажды о нем заговорит мир».

И мир заговорил. Сначала Бетховен поразил всех как страстный исполнитель, вносивший своей манерой новаторство в исполнительское искусство. Его темперамент не оставлял слушателей равнодушными, так же, как и его музыка: сонаты, концерты, Первая и Вторая симфонии, Ода «К радости»... Слушателей поражала глубина чувств, которая нашла отражение в произведениях Бетховена, их экспрессия и невероятная красота.

В мире полной тишины

Что самое страшное может произойти с композитором? Он может оказаться в мире полной тишины. Именно это и произошло с Бетховеном — в 1796 году у него начинается тиннитус, заболевание уха, приводящее к звону в ушах, а потом и к глухоте. Бетховен понимал, что самое страшное неизбежно, хотя и пытался оттянуть погружение в тишину. Однако работу не прекращал.

Бетховен очень тяжело переживал свою болезнь, что, конечно, сказалось на его характере — он стал замкнут и угрюм. Эти тяжелые настроения воплотились в его творчестве. Например, единственная его опера «Фиделио» была написала в жанре «ужаса и спасения». А Третья «Героическая» симфония, как говорили современники, открыла новую эру в музыке. «Редко приходилось мне встречать в музыке изображение печального настроения в столь совершенной форме, в таких благородных выражениях», — писал про «Героическую» Гектор Берлиоз.

Бетховен прожил по современным меркам совсем не долго: он умер в возрасте 57 лет. Как полагают врачи, причиной этого стало неправильное лечение, которое практиковали в те годы врачи. За похоронной процессией шло 20 тысяч человек. «Он был художник, но также и человек, человек в высшем смысле этого слова...» Эти слова прощания, прозвучавшие на траурной церемонии, в полной мере описывают гений Бетховена.

Интересные факты из жизни Бетховена

Бетховен не получил образования в современном понимании. Учиться в школе ему было непросто: он не любил точные науки, предпочитая им языки. В итоге будущий композитор овладел латынью, итальянским, французским, а вот математику не знал вовсе.

Несмотря на то что Бетховен не был женат и не создал своей семьи, он всегда был обременен ответственностью за родных. После смерти матери в 17 лет он фактически взвалил на себя обеспечение семьи. А после смерти младшего брата он взял на себя все заботы о племяннике.

Глухота Бетховена конечно, была главной трагедией его жизни. Но он пытался продолжать «слушать» музыку. Для этого он использовал костяную трость (в других источниках — деревянную палочку), прижимал ее к деке рояля, а второй конец брал в зубы. Передаваемые вибрации позволяли ему «слышать», даже потеряв слух.

Нередко говорят о просто-таки бешеном темпераменте Бетховена. Сохранились воспоминания о том, что как-то раз Бетховену помешали играть разговоры среди зрителей. Композитор резко бросил: «Таким свиньям я играть не буду», — и выступление было завершено.

В жизни Бетховена, несмотря на его сложный характер и тяжелое заболевание, были и красивые истории любви. Может быть, одним из самых известных (в том числе благодаря фильму «Бессмертная возлюбленная») стал роман с юной Джульеттой Гвиччарди. Итальянская певица и пианистка была ученицей Бетховена, однако предпочла ему другого. Своей Джульетте Бетховен посвятил «Лунную сонату».

Невоздержанный характер Бетховена мешал ему не только в личной жизни. Он неизменно критиковал правительство и его политику, однако огромная популярность Бетховена послужила композитору «охранной грамотой» — его не трогали. Когда он потерял слух, друзья общались с Бетховеном с помощью «разговорных тетрадей», и после смерти композитора они были уничтожены, так как содержали невероятно резкие выпады против правителей.

Бетховен «Лунная соната» в исполнении симфонического оркестра

Подписывайте на наш телеграмм канал.  https://t.me/LS_journal