Среди титанов мировой музыки мы неизменно называем имя Людвига ван Бетховена. Прославившийся уже при жизни как автор прекрасной музыки и великолепный пианист, он отличался сильным характером и непростым нравом. Каким же запомнили современники великого Бетховена, о котором сам Моцарт говорил, что «о нем заговорит мир»?
Детство Бетховена
Людвиг родился в 1770 году в семье, которую можно назвать музыкальной — его отец и дед были певцами в капелле. Отец Людвига мечтал для сына о славе второго Моцарта и занимался с ним музыкой. Однако занятия эти можно назвать, пожалуй что, излишне жестокими: отец сердился, менял инструменты, передавал сына от одного учителя к другому, а когда Людвиг не достиг высот Моцарта, сердился.
Безусловно, юный Бетховен был очень одарен. Однако ему нужно было систематическое образование и поддержка. Последнее он получал от матери, которая, к сожалению, умерла довольно рано. А вот с систематическим образованием были, что называется, проблемы: в школу он ходил нерегулярно, наставники в области музыки тоже менялись часто. В итоге Бетховен стал учеником Антонио Сальери.
И мир заговорил
Вторым Моцартом Бетховен не стал, но был отмечен Великим композитором. В 1787 году Людвиг впервые посетил Вену, познакомился с Вольфгангом Амадеем, который сказал: «Не отрывайте взора от этого мальчика. Однажды о нем заговорит мир».
И мир заговорил. Сначала Бетховен поразил всех как страстный исполнитель, вносивший своей манерой новаторство в исполнительское искусство. Его темперамент не оставлял слушателей равнодушными, так же, как и его музыка: сонаты, концерты, Первая и Вторая симфонии, Ода «К радости»... Слушателей поражала глубина чувств, которая нашла отражение в произведениях Бетховена, их экспрессия и невероятная красота.
В мире полной тишины
Что самое страшное может произойти с композитором? Он может оказаться в мире полной тишины. Именно это и произошло с Бетховеном — в 1796 году у него начинается тиннитус, заболевание уха, приводящее к звону в ушах, а потом и к глухоте. Бетховен понимал, что самое страшное неизбежно, хотя и пытался оттянуть погружение в тишину. Однако работу не прекращал.
Бетховен очень тяжело переживал свою болезнь, что, конечно, сказалось на его характере — он стал замкнут и угрюм. Эти тяжелые настроения воплотились в его творчестве. Например, единственная его опера «Фиделио» была написала в жанре «ужаса и спасения». А Третья «Героическая» симфония, как говорили современники, открыла новую эру в музыке. «Редко приходилось мне встречать в музыке изображение печального настроения в столь совершенной форме, в таких благородных выражениях», — писал про «Героическую» Гектор Берлиоз.
Бетховен прожил по современным меркам совсем не долго: он умер в возрасте 57 лет. Как полагают врачи, причиной этого стало неправильное лечение, которое практиковали в те годы врачи. За похоронной процессией шло 20 тысяч человек. «Он был художник, но также и человек, человек в высшем смысле этого слова...» Эти слова прощания, прозвучавшие на траурной церемонии, в полной мере описывают гений Бетховена.
Интересные факты из жизни Бетховена
Бетховен не получил образования в современном понимании. Учиться в школе ему было непросто: он не любил точные науки, предпочитая им языки. В итоге будущий композитор овладел латынью, итальянским, французским, а вот математику не знал вовсе.
Несмотря на то что Бетховен не был женат и не создал своей семьи, он всегда был обременен ответственностью за родных. После смерти матери в 17 лет он фактически взвалил на себя обеспечение семьи. А после смерти младшего брата он взял на себя все заботы о племяннике.
Глухота Бетховена конечно, была главной трагедией его жизни. Но он пытался продолжать «слушать» музыку. Для этого он использовал костяную трость (в других источниках — деревянную палочку), прижимал ее к деке рояля, а второй конец брал в зубы. Передаваемые вибрации позволяли ему «слышать», даже потеряв слух.
Нередко говорят о просто-таки бешеном темпераменте Бетховена. Сохранились воспоминания о том, что как-то раз Бетховену помешали играть разговоры среди зрителей. Композитор резко бросил: «Таким свиньям я играть не буду», — и выступление было завершено.
В жизни Бетховена, несмотря на его сложный характер и тяжелое заболевание, были и красивые истории любви. Может быть, одним из самых известных (в том числе благодаря фильму «Бессмертная возлюбленная») стал роман с юной Джульеттой Гвиччарди. Итальянская певица и пианистка была ученицей Бетховена, однако предпочла ему другого. Своей Джульетте Бетховен посвятил «Лунную сонату».
Невоздержанный характер Бетховена мешал ему не только в личной жизни. Он неизменно критиковал правительство и его политику, однако огромная популярность Бетховена послужила композитору «охранной грамотой» — его не трогали. Когда он потерял слух, друзья общались с Бетховеном с помощью «разговорных тетрадей», и после смерти композитора они были уничтожены, так как содержали невероятно резкие выпады против правителей.
Бетховен «Лунная соната» в исполнении симфонического оркестра