Творческих людей принято считать ранимыми и уязвимыми. В восприятии общества они не особенно отличаются от детей — им приписывается наивность, мечтательность, неспособность трезво смотреть на мир...
Но это — не более, чем стереотип. Люди искусства не витают в облаках, они просто ощущают эту жизнь острее, чем те, кто далёк от творчества. Правда, порой это слишком острое восприятие действительности способно нанести травму. Или вовсе погубить.
Ги де Мопассан, вернувший в моду жанр рассказа (он начал писать книги в ту эпоху, когда были популярны романы), был довольно восприимчивым и тонко чувствующим человеком. Но эти черты его характера были обусловлены не возвышенной профессией, а рядом не самых счастливых обстоятельств.
Сам себе учитель
Поступив учиться в семинарию, спустя короткое время, Мопассан был изгнан оттуда. Продолжить обучение не удалось — этому помешала франко-прусская война, в которой участвовал писатель. Ему пришлось заниматься самообразованием — читать книги, изучать природу. Особенно заинтересовала его астрономия. Но страсть к литературе, всё же, оказалась сильнее всех прочих интересов. Мопассан сочинял рассказы, но тут же рвал их, поскольку они казались ему несовершенными, по сравнению с произведениями его близкого друга Гюстава Флобера — французского прозаика, на которого он равнялся и в творческом, и в личностном плане. Но Флобер верил в него.
И не напрасно. Мопассан обрёл широкую известность, зарабатывая на своих рассказах, романах и стихах порядка ста тысяч франков ежегодно. Такая востребованность его творчества обусловлена, в первую очередь, похожестью его героев на обычных людей. Например, в романе «Жизнь» он повествует о глубоко несчастной девушке Жанне, пережившей измену и предательство любимого. Произведение показалось слишком реалистичным даже самому автору — настолько, что он несколько раз порывался уничтожить рукопись. Всякий раз его останавливали друзья, находящиеся рядом в то время, когда он работал над сюжетом...
Интересные факты из жизни Мопассана
Отчасти он почувствовал себя великим. Он мог позволить себе всё, что угодно. Покупал дорогие вещи, отправлял большие суммы денег близким, обедал в роскошных ресторанах. Один из них располагался в свежепостроенной Эйфелевой башне, без которой теперь немыслимо представить французскую столицу. Тогда многим представителям французской элиты это сооружение казалось уродливым. Среди них был и Мопассан. Но такая точка зрения не мешала ему ежедневно посещать ресторан, находящийся в ненавистном им башне. Свой выбор он объяснял тем, что, находясь внутри башни, он не видит её со стороны и она хотя бы в таком ракурсе не раздражает его.
Болезнь
Богатство дало старт роскошной и разгульной жизни, которая отрицательно сказалась на его здоровье. Мопассан был любителем женщин и имел много романов и случайных связей, хотя о его личной жизни мало что известно.
Сначала у Мопассана обнаружили болезнь, относительно безобидный для нынешнего времени сифилис, который в период его жизни приводил к летальному исходу; затем у него было несколько нервных срывов.
Расшатанная нервная система привела его в психиатрическую лечебницу, куда Ги де Мопассан попал из-за множественных попыток суицида. Но там ему помочь не смогли, припадки только усилились, писатель стал агрессивнее. Затем — стремительно прогрессирующий паралич мозга, сочетавшийся со слепотой. Писатель мог метаться по помещению и нечленораздельно кричать, ползать на четвереньках, уподобляясь животному... Однажды в припадке он полоснул ножом себе по горлу, но, к счастью, его успели спасти.
Однако при заболеваниях нервной системы и мозга жизнь человека всегда укорачивается. Мопассан умер в 42 года. Измотанный войной, многочисленными потерями близких (младший брат умер в психбольнице, мать рано скончалась из-за последствий нервных срывов) и целым букетом диагнозов, после себя он оставил огромное творческое наследие. Им восхищались Лев Толстой и Исаак Бабель; по его произведениям сняты фильмы в Великобритании, Франции, Норвегии, СССР и других государствах.
Не будучи в полной мере образованным, Ги де Мопассан смог пополнить ряды классиков, произведения которых живут на протяжении нескольких веков. А может быть, всемирная известность и признание — это своеобразная компенсация за все те лишения и невзгоды, что выпали на его долю?..
Подписывайте на наш телеграмм канал. https://t.me/LS_journal