В Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина проходит выставка «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции». До 22 июля у нас есть уникальная возможность увидеть 82 произведения из частной коллекции, которые прежде никогда не выставлялись в России.
Что объединяет двух титанов живописи — Рембрандта и Вермеера? Помимо того, что произведения этих художников являются выдающимися шедеврами мирового искусства, между ними есть и более «земное» связующее звено. Оба они работали в Голландии в период расцвета в этой стране живописи. В XVII веке здесь трудились около двух тысяч живописцев, и этот период по праву получил название «золотого века» голландского искусства.
Эмоции и мастерство
Эксперты считают, что Рембрандт был первым живописцем, показавшим в картинах весь спектр эмоций, которые испытывает человек, все богатство чувств и переживаний. Причем показывал он их с такой силой и выразительностью, которой до Рембрандта не знал мир живописи.
Рембрандт Харменсзон ван Рейн родился в 1606 году в Лейдене. Учиться живописи он начал в 13 лет, проходил обучение в Италии, а в конце 1620-х вернулся в Голландию, где открыл свою мастерскую. В этот период он пишет картины на библейские сюжеты, которые отличаются достаточно богатым колоритом (по сравнению с более поздними работами).
Определенным переломным моментом в творческой биографии Рембрандта стал 1631 год, когда художник переезжает в Амстердам. Здесь он начинает работать как портретист, создает много этюдов, оттачивает мастерство отображения различных эмоций. В эти же годы он женился на Саскии ван Эйленбурх. Девушка происходила из среды зажиточных бюргеров, и Рембрандту стали поступать заказы от бюргеров на портреты. В целом это были годы процветания и большого успеха. Можно даже сказать, что заказать потрет у Рембрандта стало престижным.
Судя по большому количеству картин, на которых художник запечатлел свою Саскию, он искренне любил ее и был к ней очень привязан. Однако счастье продлилось не так долго: жена Рембрандта умерла в 1642 году, оставив ему маленького сына. Интересно, что в период счастливой семейной жизни художник создал свою знаменитую «Данаю», и внешне Даная напоминала Саскию. Однако после смерти жены Рембрандт изменил черты лица, чтобы совместить в героине картины черты ушедшей жены и любовницы, которая была у него в тот момент.
Переломным моментом в творчестве Рембрандта можно назвать создание шедевра «Ночной дозор» (1642 год). Художник получил заказ на картину, которая фактически должна была стать групповым портретом голландских мушкетеров. Но манера, в которой художник написал «Ночной дозор», была крайне непривычна для публики, шла в разрез с традицией.
Фигуры были полны эмоций, экспрессии, изображены в движении, в результате кто-то из персонажей оказался на заднем плане. Кроме того, художник ввел и второстепенных персонажей, в результате чего число «действующих лиц» превысило 30, хотя заказчиков было 18. Все эти непривычные решения не были приняты публикой.
В это время Рембрандт лишается учеников, его слава меркнет, популярность уходит в прошлое. Частично это объясняется и переменой в манере письма: публика предпочитала портреты, написанные максимально детализированно. А Рембрандт был склонен к иной манере, писал широкими мазками, использовал контрасты света и тени.
В поздние годы Рембрандт обращается к библейским мотивам, а также создает портреты, составившие галерею потрясающих по силе образов. Характерной деталью портретов позднего периода становятся тщательно выписанные руки, выразительность которых может рассказать о непростой жизни или внутренней силе. А картины на религиозные сюжеты посвящены тем моментам, когда человеческие эмоции проявляются сильнее всего.
Умер Рембрандт в 1669 году в Амстердаме. Его наследие составило около 350 картин, более 100 рисунков и около 300 офортов.
Ян Вермеер. Мастер бытовой живописи
Ян Вермеер считается мастером портрета и бытовой живописи. К сожалению, о его жизни известно не так уж много. Он был крещен в Делфте (Голландия) в 1632 году. Сведений о том, у кого учился художник, не сохранилось, однако исследователи не исключают, что его наставником был ученик Рембрандта Карел Фабрициус.
На сегодняшний день достоверно известны 34 картины Вермеера. Работал художник не быстро и создавал всего 1-2 полотна за год. У него были и другие источники дохода: сегодня его назвали бы предпринимателем. Он управлял трактиром (которым владела его мать) и торговал произведениями живописи. Также он был признанным экспертом в области искусства, его привлекали к установлению подлинности произведений.
Вермеер часто создавал портреты по заказу. Однако нам он известен в первую очередь благодаря картинам «Девушка с жемчужной сережкой», «Молочница» или «Любовное письмо». Это были полотна на бытовые сюжеты, фигуры изображались в обычных интерьерах. Надо отметить, что столь распространенные картины на библейские темы у Вермеера отсутствовали. Его стихия — бытовые сцены, «одушевление неодушевленных предметов», мягкий колорит, мир и покой обычной жизни.
У Вермеера не было учеников. Он не датировал свои полотна. После смерти (а умер художник в долгах, в результате его вдова была вынуждена отказаться от наследства) он был забыт практически на 200 лет. Однако сегодня его имя входит в список величайших живописцев мира.