Тайна таинства

Тайна таинства

Когда мы говорим о Леонардо да Винчи, то произносим слова в превосходной степени. Величайший, талантливейший, гениальный, самый… Безусловный гений, который предвосхитил многие изобретения, новатор, изобретатель и, конечно, несравненный художник – все это о Леонардо. Сегодня мы расскажем об одном из его шедевров – фреске «Тайная вечеря».

Где находится

Мы привыкли, что картины находятся в музеях. «Тайная вечеря» Леонардо — это не музейный шедевр. Фреска находится в Милане, в трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие (Santa Maria delle Grazie) на площади с таким же названием. Ее заказчиком выступил местный герцог Людовико Мария Сфорцо, при дворе у которого Леонардо да Винчи работал. Трапезная, украшенная фреской, предназначалась не для монахов, а для семьи Сфорцо, поэтому для росписи и был приглашен такой большой художник.

Интересно, что во время бомбардировки Милана в 1943 году трапезная серьезно пострадала, большая часть живописи в ней была полностью уничтожена. А вот «Тайная вечеря» уцелела: стену спасли мешки с песком.

Сюжет картины

«Тайная вечеря» — это изображение одной из ключевых сцен Священного писания, последняя трапеза Христа с учениками. Во время нее он установил таинство причастия, а также предсказал, что один из учеников предаст его.

Леонардо, безусловно, интересовал сюжет, который он изображал. Недаром он наполнил изображение глубоким символизмом. Но не менее важно для художника было опробовать новую технику, которая отличалась от традиционной. В «Тайной вечере» он применял приемы техники сфумато, которую сам придумал: смягчение фигур на изображении, которое позволяет передать ощущение трепещущего воздуха.

Техника

Мы знаем, что фреска — это изображение, которое наносится на сырую штукатурку. Обычно для этого использовалась темпера — сухая краска, которая разводилась чаще всего яйцом (или желтком). Леонардо решил писать не по сырой, а по сухой стене, поэтому формально «Тайная вечеря» фреской не является. Художник покрыл стену смолой, гипсом и мастикой и писал поверх. Для рисования он использовал масляные краски, а на них нанес темперу. Он добился своей цели — изображение получилось невероятно тонким, воздушным, легким, но при этом глубоким. Однако возникло и глобальное но: фреска стала разрушаться очень быстро, поэтому она нуждается в постоянной реставрации. Чтобы сохранить ее, внутри помещения все время поддерживается специальный температурный режим.

Тайны фрески

О «Тайной вечере» известно, наверное, все. Картина выверена до миллиметра, все символы описаны и расшифрованы. Попробуем раскрыть некоторые секреты и мы.

На фреске изображены все апостолы, которые находились рядом с Христом, в следующем порядке (слева направо): Варфоломей, Иаков Алфеев, Андрей, Петр, Иуда, Иоанн, Иисус, Иаков Заведеев (за спиной Иакова — Фома), Филипп, Матфей, Фаддей, Симон. И тут возникает и первая загадка. Если вы присмотритесь к Иоанну, то отметите, что он похож на женщину. Некоторые исследователи полагают, что это Мария Магдалина. Тем самым Леонардо хотел подчеркнуть, что она была тайной женой Иисуса. Якобы подтверждением этой версии является то, что фигуры на картине образуют букву M — Matrimonio, брак.

Леонардо да Винчи долго искал натурщиков, чтобы нарисовать Христа и Иуду. Есть легенда, что он срисовал их с одного и того же человека. Только когда он начинал писать Христа, это был молодой человек, полный надежд. А спустя несколько лет, когда Леонардо писал Иуду, молодой мечтатель уже опустился, спился, и в итоге его не узнал даже сам художник. И позвал для совсем другого образа.

Рядом с Иудой изображена перевернутая солонка — символ дурного. В руке Иуда сжимает кошелек как знак близкого предательства. Во времена, когда Леонардо создавал свой шедевр, нельзя было изображать Иуду смотрящим на Христа, и да Винчи не отошел от этого правила.

Все остальные апостолы как бы подались вперед, словно услышали от Христа нечто потрясшее их. Никто не смотрит на зрителя, все взгляды обращены к Учителю. Это подчеркивает интимный, камерный характер таинства.

На столе находится рыба — символ Христа.

Тяжелая судьба

Мы уже сказали о том, что почти сразу после создания фреска начала разрушаться — это было связано с особенностями выбранной техники. Но беды, казалось, преследовали ее на протяжении всей истории. Потоп в трапезной повредил нижнюю часть изображения, потом монахи и вовсе проделали в этой стене дверь. Трапезную в разные годы использовали и как тюрьму, и как конюшню, апостолам пытались выцарапать глаза. Была и попытка «снять» фреску со стены — удалить ее и целиком перенести в другое место. Но так как «Тайная вечеря» не была классической фреской, сделать этого не удалось. Кажется, что уцелела она не благодаря, а вопреки. Но она уцелела, и это еще одна тайна великого шедевра великого Художника.

Как попасть

Если вы хотите сами увидеть знаменитую фреску, то закажите билеты заранее, например, здесь или здесь. Трапезная открыта для посетителей во все дни, кроме понедельника, с 9.00 до 17.00. Билеты нужно бронировать заранее, так как они быстро раскупаются. Из-за большого количества желающих увидеть фреску время пребывания в помещении ограничено 15 минутами.

Адрес в Милане, который вам нужен: Piazza Santa Maria delle Grazie, 2. Добраться можно от площади Дуомо на трамвае № 16.