Пако Рабанн – архитектор моды

Пако Рабанн – архитектор моды

Человек, который в свое время произвел в мире моды настоящую революцию, может себе позволить смотреть на этот мир немножко со стороны.

Пако Рабанн – удивительный модельер, о котором... мало слышно. Он отошел от дел несколько лет назад, занимается живописью, пишет книги, увлекается магией и учением о реинкарнации. 

Франсиско Рабанеда-и-Куэрво родился в 1934 году в Испании, в Стране Басков. Его отец был расстрелян франкистами в 1937 году, и мальчику пришлось переехать вместе с матерью и бабушкой во Францию. Его мать работала ассистентом известного модельера Кристобаля Баленсиаги, и юноша тоже подвизался в его модном доме. Франсиско учился на архитектора, и ради заработка конструировал аксессуары и сумочки для этого модного дома, а потом и для Ива Сен Лорана, и для Диора, и для Живанши.

 Пако Рабанн - история бренда. 

Надо сказать, что в деле производства различных аксессуаров Пако преуспел (а именно так он решил укоротить свое имя, ведь слово «пако» в переводе с греческого означает «ворон», а эта птица считалась покровителем его рода). Начал он с обычных пуговиц. Казалось бы, что проще — обтянуть пуговицы кожей? Или приклеить на пуговицу кофейное зерно, чтобы сделать форму более интересной. До Пако Рабанна никому не приходило это в голову. И сделать серьги из прозрачного пластика он тоже решился впервые, а девушки неожиданно охотно покупали эти украшения. И тогда этот дипломированный архитектор замыслил или почувствовал необходимость встряхнуть мир высокой моды.

В 1966 году Пако представил свою первую коллекцию «12 платьев из современных материалов, которые нельзя носить». Казалось бы, в названии коллекции оговорено все: и современные материалы, и полное отсутствие утилитарности… И коллекция была совсем небольшая, но ее хватило для того, чтобы шокировать публику. Так начиналась история марки Пако Рабанн.

Мир моды от Пако Рабанна перестал быть добропорядочным. Гостей показа встретила музыка — впервые! Раньше шоу проводились в тишине или лишь с устными комментариями. На подиум вышли черные модели — неслыханно! Все модели чернокожие, да еще и босые! Но оказалось, что одежда, которую сконструировал архитектор Рабанн, невозможно некомфортна в движении. Ведь она была из металла и пластика, из дисков и колец! Она впивалась в кожу и царапала тела девушек, поэтому белые модели, опасаясь синяков, просто не рискнули надеть платья «из современных материалов». Чернокожие рискнули и вошли в историю.

Коко Шанель назвала Пако «жестянщиком» или «слесарем». А он не стеснялся этого. «Люди забывают, что по образованию я архитектор. Я был знаком со многими людьми искусства того времени, и меня привлекали новые идеи. Если бы это не было так опасно, я бы сделал платье из гибких неоновых лампочек. Меня очень привлекает идея платья-водопада и платья, украшенного всполохами огня», — рассказывает он. Рабанн не лукавил, когда говорил о широких знакомствах в мире искусства. Его модели очень ценил Сальвадор Дали, который, видимо, чувствовал, что этот юноша может не копировать смелые образцы, сотворенные другими. Он может выйти за рамки канона сам. Недаром Дали назвал Рабанна «вторым гением Испании» (кто был первым, в уточнении не нуждается).

Он искал, искал и искал 

В чем же было его главное достижение? Пако Рабанн не скрывал, что хотел создать образ свободной женщины, которая сама делает выбор. Если в эпоху Диора главенствовал new look — пышная юбка, женственная блуза, тончайшая талия и общий воздушный образ, то Пако идет совсем по другому пути. Прозвище «жестянщик» было очень точным. Он заковывает своих моделей в металл, словно в доспехи. Как будто отправляет свою женщину на бой, из которого она, вероятнее всего, выйдет победительницей.

Дизайнер Пако Рабанн много экспериментировал в области создания новых материалов. Например, он придумал вязаный мех, сделал плащи из перьев, а трикотаж — из алюминия. Платья он конструировал из лазерных дисков, что открывало новые пути для игры со светом. И, словно чтобы избежать обвинений в том, что он повторяется в своих «металлических моделях», сделал коллекцию платьев из бумаги, на один раз. Ткань он тоже использовал, но в основном в качестве подкладки. Шаг за шагом он словно освобождал сознание модельеров, показывая, что ни один эксперимент не может быть признан окончательно безумным, пока свое слово не сказал архитектор моды Пако Рабанн.

Когда же он в начале 1980-х открыл линию прет-а-порте, экспериментальность не то чтобы снизилась, но перешла немного в другое русло. Словно вспомнив в очередной раз о своем дипломе архитектора, Рабанн начал конструировать платья и костюмы, которые отличались оригинальностью линий, но которые вполне можно было носить. Более того, на фигуру они садились идеально.

У него есть высшие награды для любого кутюрье — «Золотая игла» и «Золотой наперсток». Прозванный «жестянщиком», он стал суперуспешным в такой непростой области, как создание ароматов. Туалетная вода для мужчин XS, которая появилась в 1993 году, до сих пор не покидает список самых популярных мужских ароматов. Но в 2000 году мастер решил покинуть свою модную империю. Почему? Недаром бабушка Пако увлекалась мистикой и предсказаниями: он и сам не чужд этому увлечению. Рабанн предсказал, что энергетика Парижа исчерпана, и на него скоро упадет… станция «Мир». Этого, как все мы знаем, не произошло, столица Франции не пострадала, но и к управлению модной империей  модельер Пако Рабанн не вернулся, сосредоточившись на написании книг и рисовании картин.

Хотя… В 2011 году Пако Рабанн сконструировал костюмы для… Леди Гаги. Конечно, кто еще, как не эта яркая и эпатажная звезда современной сцены, достойна носить творения великого экспериментатора. И кто знает, на что еще способен Франсиско Рабанеда-и-Куэрво, однажды уже перевернувший мир моды.

Подписывайте на наш телеграмм канал https://t.me/LS_journal